Главная -> Новости -> Фоторепортаж: Утраченные святыни Одессы (ФОТО)

Фоторепортаж: Утраченные святыни Одессы (ФОТО)

Одесса насколько была мультинациональным и мультикультырным городом, настолько и мультирелигиозным.

Здесь в основном мирно на одной улице встречались и православные святыни и католические и даже иудейские.

Так повелось исторически, в период строительства города доминировали именно две эти ветви христианства и иудаизм.

С приходом советской власти, религия была объявлена пережитком прошлого и революционные власти с удовольствием расправились не столько с носителями религий, но и со святынями, которые в итоге и не выдержали 70-летней борьбы с ними.

Так, безвозвратно с лица Одессы исчез Покровский собор на Александровском проспекте, католический собор на Балковской, практически утрачен храм Димитрия Солунского, где сейчас находится ДК Леси Украинки, главная синагога на Пересыпи, Бродская синагога в центре города и много других храмов.

Закон о реституции (возвращении утраченного имущества) в Одессе в пользу религиозных организаций решен не в полном объеме, да и часто не был решен из-за отсутствия позиции самих верующих.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Масонские храмы Одессы и следы тайных обществ (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Как ни странно, одной из наиболее пострадавших от антирелигиозной политики советской власти стала не конкретная община верующих, а …улица. Улица Жуковского в дореволюционное время была едва ли не самой «воцерковленной». На Почтовой, как тогда называлась Жуковского, целый квартал между Преображенской и Александровским проспектом занимали помещения епархии, духовной семинарии Российской православной церкви.

На другой стороне улицы располагался величественный Свято-Покровский собор.

Квартал между Екатерининской и Ришельевской принадлежал католической громаде, а в следующем квартале – на углу Пушкинской – располагалась жемчужина иудейской Одессы – Бродская синагога.

Как ни странно, на фоне восстановления Спасо-Преображенского собора, Лютеранской кирхи, немецкого реформаторского собора, кафедрального Успенского костела, Пантелеймоновского монастыря…, улицу Жуковского восстановление исторического облика обошло стороной.

Здесь, как и прежде в здании Бродской синагоги находится областной архив, в католическом квартале свой бизнес ведет экс-мэр Одессы Симоненко, на месте покровского собора – школа, а в епархиальном квартале – кафе, рестораны, танцевальные студии, жилые дома и многочисленные управления милиции.

Кстати, о последнем. Известно, что православной духовной семинарии, которая своими выпускниками может соперничать со знаменитыми духовными академиями, не везло с местом дислокации. Первые помещения семинарии были именно на Жуковского. Потом, семинария была переведена на Канатную. Там, специально был построен величественный корпус , в котором ныне располагается Аграрный университет.

С приходом советской власти и экспроприацией церковной собственности – некоторое время семинария находилась в Пантелеймоновском монастыре, пока тот не закрыли и не сделали в нем планетарий.

Восстановили семинарию в 50-х годах на территории Успенского монастыря на Большом Фонтане, где она располагается и ныне.

И если православные с церковными функционерами на заре перестройки сделали все, чтобы вернуть себе свое, то иудейская община Одессы таким рвением не отличалась. Да, что там говорить, если даже главная синагога города развалилась в 90-х годах, когда верующим ничего не угрожало. Такой же разваленной и никому не нужной она остается и по сегодняшний день.

Как и Бродская синагога, главная святыня иудейской Одессы прямому восстановлению вряд ли подлежат. Синагога на пересыпи – теперь уже просто руины, поросшие, как старое еврейское кладбище кустарником и сорняками.

Стены Бродской синагоги снаружи подперты бревнами, а внутри стянуты архивными стеллажами , и специалисты серьезно опасаются, что убрав их Бродская синагога может повторить подвиг главной.

Видимо на строительстве молельных домов одесские иудеи все-таки экономили.

Интересно и то, что через дорогу от бывшей главной синагоги города на Одария располагалась синагога поменьше, вместе с пекарней мацы. Теперь там, в хорошо сохраненном здании, почтовое отделение и СТО. Видимо, сегодняшних евреев это здание также не интересует.

Да что там синагоги или церкви? Ведь даже на разрушенных коммунистами кладбищах работают кафе и аттракционы… И стоит ли говорить сейчас о духовности, когда в век развитого капитализма это попросту не приносит денег?

www.048.ua

По материалам сайта 048.ua